Советы начинающим вокалистам

10 причин, по которым  я срочно жду  вас к себе на занятие.                          

1. Вам нужна жизненная энергия, я дам ее вам.

2. Я настрою вас не только на занятия вокалом, а на жизненные победы.

3. Я научу вас правильно дышать, а  это важно для здоровья.

4. Вы познакомитесь с лучшими песнями мира.

5. Вы научитесь украшать свои песни стильно и современно.

6. Вы будете петь лучше своих друзей и родственников.

7. Вы избавилась от зажимов и комплексов.

8. Новое дело энергетически столкнет с места ваши старые "зависшие" дела.

9. Вам будет со мной интересно и весело.

10. Я много умею и научу вас всему этому.

А вы собирались только песни петь? Даже не рассчитывайте!

10 прогрессивных мыслей, которые вы вынесете из первого занятия:                    1. То, что вам на ухо наступил медведь или какой-то другой тяжелый представитель мировой фауны - это ложь.

2."Пение - это занятие не для вас" или другую мысль членов вашей семьи, понижающую вашу самооценку, прошу расценивать как вредную для здоровья информацию и выкинуть ее из головы.

3. После первого распевания вы узнаете, что у вас довольно широкий диапазон, а ноты вы не дотягиваете не из-за пресловутого медведя, а потому что плохо открываете рот и не пользуетесь мышцами лица.

4. Вы не поете, потому что боитесь петь. Вы - трусишка!!! Чем больше мы будем отрабатывать ходы по интервалам вверх и вниз, тем меньше вы будете бояться издавать звуки.

5. В России очень агрессивное воспитание, нас воспитали так, что мы боимся издавать звуки. Вспомните фразы своей мамы из детства: не шуми, замолчи, не кричи, закрой рот, тише ходи - внизу соседи и т.д. Ну, где уж тут запеть во весь голос!

6. Начать баловаться в звуки - это начало свободного пения на дыхании.

7. Кстати, о дыхании? Вы правильно дышите? Нет? Будем исправляться.

8. Психологический зажим - это не только боязнь пения. Вас кто-то зажал вообще. Будем разбираться!

9. Вы "врете" ноты потому что не умеете себя слушать и слышать.

10. Итак, у нас все есть, надо только немножко поправить технику пользования вокальным и слуховым аппаратом, и вас можно и нужно будет слушать!

Кто со мной? 

Как запеть по-другому? Для того, чтобы запеть по-другому, нужно понимать сам факт, что  можно звучать лучше. Ну, и,конечно, как пишут в умных книжках, чтобы иметь то, чего ты никогда не имел, надо начать делать то, чего ты никогда не делал.

А именно: если вы никогда не дышали правильно, то мы начнем это делать. Певец дышит в "живот". Если вы боялись петь высокие ноты, мы узнаем, где они живут и как звучат. Если вы не попадали в ноты, то самое время научиться петь чисто по одной, по две, по три, а потом и по фразам. Если вы боитесь сцены и слушателей, мы будем это "лечить" сценой и слушателями. Если вы не проигрываете ноты на фортепиано, я научу вас это делать даже без знаний по нотной грамоте.

Что такое постановка голоса? Куда его надо поставить, чтобы он звучал? Почему многие долго занимаются пением, а голос остается непоставленным? Нам нужно поставить звук на опору. А опорой будет являться воздушная волна, которая вынесет его изо рта. Как это происходит? Попробуйте сказать вслух любую короткую фразу, усиливая согласные. Вы обнаружите, что не только слова стали понятны, но и текст звучит убедительней. А еще в это время поджались мышцы живота. Поджав их, мы заставили выгнуться диафрагму. Она поджала легкие. Легкие дали струю воздуха.Воздух прошел через голосовую щель (связки). А дальше формируется во рту гласный или согласный звук. Гласные требуют простора, а согласные сжима. Опорный воздух идет под давлением от живота, поэтому посыл будет крепким. Рот внутри должен быть округлым, звуки выдуваются ртом на передние зубы ровным непрерывным потоком. Характеристики правильного красивого звука: чистый, ровный, округлый, дальний. Если ваш звук еле слышен, живот не напрягается. Если звук трясется, вы на него давите. Если звук гундосый, то выдуваете через нос. Если звук зажатый, то нижняя челюсть прижата к верхней.

Почему нельзя давить на горло при пении? Думаю, что многие слышали в свой адрес, что поют горлом. Что бы это значило? Так подумает непрофессионал. Дело  в том , что во время пения, конечно же нужна сила. и всем поющим хочется быть голосистыми, мощными, яркими. И тогда можно применить два способа. Один правильный - это напрячь область живота (диафрагмы), которая подожмет легкие, из которых выйдет сильная струя воздуха и вынесет на себе звук. Другой - вредный для здоровья и категорически неправильный: надавить на область горла, на связки. Давящий на связки чувствует боль, першение. дискомфорт. Звук получается на крике, с призвуками, малоэстетичный. Но самое страшное, когда мы давим на связки, в гортань приливает кровь, которая образует сгустки, уплотнения и в итоге узлы. А дальше от терапии до операции. И эта тема касается не только певцов, но и других профессионалов, постоянно эксплуатирующих голосовой аппарат - учителей, лекторов, диспетчеров, менеджеров, работающих на обзвонах и т.д.

Почему у некоторых поющих непонятен текст? Когда-то давно, когда не было интернета, а библиотеки не успевали за выходом новых музыкальных сборников, тексты песен можно было раздобыть только путем переписывания с виниловой пластинки. Часто, переписывая слова на слух, мне был абсолютно непонятен текст. До сих пор в интернете можно встретить тексты со странными нелогичными словами-заплатками. В этом безусловно "виноват" исполнитель. А если точнее, его неточная артикуляция. Четкая артикуляция - это когда все мышцы органы в системе помогают образовывать тот или иной звук. Все мы знаем, что происходит со звуком Р, когда языку не удается дотянуться до нужного места у альвеол (углубления близко к зубам). Так вот согласные звуки - это наша помощь, опора. Они образуют русло для движения гласных (голоса на воздухе). Если перестать полноценно сжимать согласные в нужных местах (Б-П губами, З-С зубами и т.д.), то речь превратится в непонятную кашу. Кроме этого согласные звуки дают нам дальний посыл звука, берут на себя силовую нагрузку, снимая ее с горла. А давление на связки является бичем начинающих поющих. Не зная, чем усилить звук, они, бедняжки, давят на горло и получают плохой результат для вокала и здоровья связок. 

Как определить уровень музыкальных способностей в дошкольном возрасте? Традиционно принято разделять три музыкальных способности: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

Советы: 1. Исследуем чувство темпа и ритма Берем самую простую знакомую для ребенка песню: условно "В лесу родилась елочка". Просим простучать метрической рисунок  ладошками. Та-та-та та-та-та та-та-та-та ТАМ и т.д. Если игра прошла успешно, сделаем темп быстрее, а затем медленнее. Если ребенок справился, у него хорошее чувство ритма, если нет, тоо сделайте такие игры в постоянными. Положительный результат гарантирован.

2. Исследуем звуковысотный слух. Лучше игру провести эксперту. Но и родители ребенка могут проверить на подручных средствах. Возьмите детский инструмент с клавишами. Если в доме нет ни одной музыкальной клавиатуры, откройте любое пианино онлайн в телефоне или на компьютере. Отверните      ребенка от экрана. Нажмите 1,2,3 клавиши. Попросите определить, сколько нот прозвучало. Для мам с музыкальным образованием: можно спросить, светло или темно звучало сочетание 2 или 3 звуков ( мажор, минор). Если вы сами с трудом  слышите, у вас есть прекрасная возможность продвинуться самим и улучшить слух ребенку. Играйте в это, ушки начнут слышать.

3. Исследуем слухо-моторные представления. Просим ребенка вспомнить любую простую песенку. Вы сами услышите, похоже на оригинал или нет. Усложняем: даем послушать не очень знакомую простую песенку, просим повторить. Если в игру будет играть вся семья, скоро вы сможете все вместе петь за праздничным столом.

4. Исследуем чувство тембра. Даём послушать одно и то же музыкальное произведение в разных исполнениях: с пением детей, мужчин, женщин, различных музыкальных инструментов и т. д. Воспитываем ушко, показываем разные тембровые окраски музыкальных звуков.

5. Исследуем динамическое чувство. Даём послушать музыку громко и тихо. Определяем.

Что такое правильное дыхание? Расскажу маленькую историю. 3 года назад мы были в поездке по Норвегии. И нам довелось подняться на ледник Бриксдал. Решили пойти пешком 3 километра вверх. Задача была не из простых. Все ленивые ехали мимо на машинках-подъемниках и ехидно посматривали на нас с мужем. Я задохнулась через 10 метров подъема. И вдруг вспомнила про дыхание по методике Стрельниковой. Руки в боки - глубоко и медленно дыша в живот я пошла вверх. И в который раз гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой помогла.        Дышать поверхностно - это особенность девочек. Диафрагмальное глубокое дыхание более характерно для мужчин. Хорошо поставленный голос опирается на воздушную волну, которая держится на диафрагме. Вокальный аппарат - это не только связки. Это налаженная воздушная система организма, которую нужно развивать и беречь.

Что такое вокальные резонаторы? Давайте начнем с того, что такое РЕЗОНАТОРЫ вообще? Звук - это физическое явление, это волна. Резонатор - это усилитель звука. Усилителями звука в природе могут быть открытое или закрытое пространство. Приведу пример с камертоном, звук которого слышен, только если камертон поднести к уху. А вот если создать условия для резонирования - поднести к звучащему камертону пустой сосуд, то будет лучше слышно. Так вот, если бы у нас вокальный аппарат состоял из одних связок, то мы бы не слышали ни речи, ни пения друг друга.  Но мудрая природа "приложила" к голосовому аппарату костные полости носа, рта и глотки и трубки груди (головные и грудные резонаторы). Очень часто непрофессионалы, желая усилить звук давят на связки, профессиональные певцы всегда дружат с резонаторами

Начать петь после ОРВИ. Начинать петь после болезней, связанных с голосовых аппаратом, надо с оглядкой и лучше после полного выздоровления. Чтобы окончательно вычистить все остатки "больной" слизи можно промывать нос препаратами с морской водой и делать ингаляции через небулайзер (техническое средство, разбивающее жидкость на мельчайшие брызги, ингалятор без нагрева) минеральной водой без газа. Проверьте предварительно по состоянию при распевании: легко ли вам удается петь. Удобно ли вам петь самые высокие ноты, не слышится ли сип вовремя пения, не дает ли "гундосость" заложенный нос?. Если - ДА , помолчите и полечитесь еще немного.  Даже если у вас ничего не болит, то качество пения будет низким. Если все в порядке, приступайте! Мы ждем ваших новых творческих успехов!

О работе со слабыми учениками. Давайте сразу разделим слабых учеников на 3 группы. На тех, которые никогда в жизни не пели и в семье это направление желаний  пресекалось "добрыми"  непоющими родственниками. На тех, кто родился поющим, занимался самообразованием и решил сменить дилетантский подход на более профессиональный. И тех, кто получил какое-либо музыкальное образование, но все равно не запел. С первыми тяжелее всего, среди них много "гудошников" - людей, неспособных чисто воспроизвести мелодию. Перед тем, как ставить им голос, надо научить петь чисто. Я использую речевые звуки разной высоты для повторения, а затем пение по нотам и интервалам (от одной ноты до другой и обратно). С другими двумя группами я, как правило, выясняю, умеет ли человек в пении выходить на верхние и нижние  ноты, нет ли челюстного зажима, носовых призвуков и других технических помех для красивого пения. И затем мы ставим точечные задачи для каждого ученика и решаем каждую проблему отдельно. Общая методика для всех - это дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Звук должен опираться на дыхание.... 

Кто такие гудошники? Кого так называют? Это разговорное прозвище всех кто не поет, а "гудит" на одной ноте. Это про них, бедолажек, твердят, что, мол, медведь им на ухо наступил и не дано им, так что теперь сделаешь... Могу объяснить, почему никто не любит возиться с исправлением этого. Просто педагогу музыкальной школы некогда исправлять природные и личностные недостатки. ему нужно показывать хороший результат: на экзаменах, на конкурсах и т.д. Вы спросите меня, что можно с этим сделать. Я вам объясню. что делаю я, когда ко мне учиться приходит гудошник. Я при помощи речи, применения высоких и низких звуков меняю его представление с горизонтального ритмического музыкального мира на вертикальный. Все гудошники и гудошницы у меня сначала издают звуки от визга до рыка. И потом мы начинаем на речевой звук надевать вокальный. И человек начинает петь все нотки от низа до верха и обратно.

Как выйти на высокие ноты? Очень часто ко мне приходят люди, которые хотят правильно научиться брать высокие ноты. Они перепробовали все: подражать любимым певцам, кричать, выжимать силой, давя на горло. Но не все так просто. Звук - это волна, это воздушное явление. Подходить к звукоизвлечению надо мудро, понимая как происходит это явление. Для того, чтобы грамотно взять высокий звук нужно понять, как он формируется. А происходит это в верхних резонаторах (гайморовы пазухи), в которые должен пройти воздух и стать там объемным звуком. Подобно тому. как звучит комната без мебели эхом, так и пустые гайморовы звучат прекрасным верхним звуком. Нужно всего лишь поднять щеки к ушкам и опустить подбородок вниз. Прислушивайтесь к своему организму, договаривайтесь с ним и он ответит вам взаимностью.

Чем эстрадное пение отличается от академического? Что проще? Что больше ценится слушателями? Давайте попробуем понять в сравнительных характеристиках. Академическое пение не требует дополнительной усилительной техники, оно звучит за счет правильно выстроенной работы с резонаторами. Это прикрытая манера пения, возникшая в давние времена. Используется в классических жанрах оперы, оперетты и др. Академическое пение - это чистый звук без примесей и призвуков. Пение стремящееся к гласной О. Эстрадное пение ближе к массовой культуре, оно открытое, более естественное. Стремится к открытой гласной А. При этом хорошая эстрадная постановка требует не меньшего мастерства, чем академическая. Все популярные песни в стиле джаз, рок, поп, соул и пр. исполняются в эстрадной манере. Про эстрадно - джазовое пение можно написать отдельно. В эстраде можно применять разные призвуки и украшения.

Тембры голосов. В академическом пении принято делить женские голоса на высокие (разных оттенков и подвижности сопрано), средний меццо-сопрано, низкий контральто; мужские высокие (разной высоты тенор), средний баритон и низкий бас; детские высокие (сопрано), низкие (альты) и отдельно высокий мальчиковый голос дискант. Голоса с подвижной гортанью называют колоратурными, их можно часто услышать в барочной музыке, в которой фиоритуры (украшения) являются знаковой характеристикой. Эстрадные голоса любят "примазываться" к этим же характеристикам. Но если в опере каждому голосу принадлежит определенная роль (легкие сопрано - молодые девушки, контральто - возрастные женщины, тенора - лирические герои, басы - характерные персонажи), то в эстраде по сути можно просто поменять тональность и спеть любым голосом любую песню. У каждого голоса свой диапазон, своя цветность, глубина или легкость. 

Страх выступлений. Думаю, ни для кого не секрет, что страх посещает каждого человека время от времени. Мы боимся быть смешными, боимся быть объектом для обсуждения и насмешек, боимся не понравиться другим. Дам несколько советов, выходящим на сцену:

1. Чтобы не бояться сцены, надо быть уверенным в себе.

2. Чтобы быть уверенным в себе, надо принять факт, что Ваше выступление понравится не всем, даже если Вы будете идеальным. Вы вообще не обязаны всем нравиться, но показывать хороший продукт Вы обязаны

3. Хороший продукт - это достойно оформленная песня, ваш эстетичный вид, ваши красивые жесты и движения, ваш незабываемый тембр, правильное методическое звучание. И не всем это дается от рождения. Обратитесь к специалисту, способному сконструировать этот образ

4. Если ваше выступление готовил грамотный коуч, а Вам все равно страшно, воспользуйтесь дыхательными методиками. Упражнение вдох< задержка дыхания> выдох Вам поможет.

5. И еще прекрасный рецепт от страха. Чтобы не бояться что-то делать, нужно чаще это делать. Сделать место страха для себя знакомым, приятным, дружественным и чаще там появляться

6. Превратить свой страх в творческую энергию - Вот Ваша основная задача. Всем добра и смелости для самовыражения!

10 преимуществ занятий по скайпу:

1. Вы не тратите время и деньги на дорогу к ученику или педагогу.

2. Урок по скайпу дешевле обычного урока.

3. Тот педагог, который умеет работать очно, прекрасно проведет для вас урок и по скайпу. Тот, кто умеет мало, вряд ли пригодится вам и очно.

4. Когда вы работаете по скайпу, вы видите себя в маленькое окошко, оно будет служить зеркалом для вокалиста, который следит за своим ртом.

5. Педагог, работающий очно, должен встретить своего ученика и проводить. По скайпу эта проблема решается нажатием кнопки.

6. Экран монитора защищает вас от ненужного страха. За ним сидеть легче, чем непосредственно перед педагогом. 

7. Вы можете найти себе ученика и педагога со всего мира и заниматься в удобное для обоих время.

8. Со скайпом вам не страшны инфекции или аллергии от шерсти домашних животных педагога или ученика.

9. Мобильность связи. Урок можно провести на коленке с пляжа, из такси или машины, выстаивая в пробке.

О занятиях онлайн. Еще пять лет назад я была категорически против онлайн занятий по скайпу. По стереотипному мышлению. Но стоило приложить к освоению этого направления усилия: поставить камеру хорошего разрешения, организовать наличие второго гаджета для трансляции музыки, приготовить папку необходимых  материалов для мгновенной пересылки, купить небольшое электронное пианино и т.д. все стало на свои места. Плюсы занятий онлайн - экономия времени на дорогу, видны и слышны все ошибки вокалиста не хуже, чем в очном режиме. Вокалист видит свой рот в окне внизу экрана, как в зеркале. Удобно писать диктанты и делать задания по сольфеджио. Надежда только на ухо и поэтому обостряется слух. И в конце концов, во время эпидемий нет никакой угрозы заболеть. А всё остальное зависит от мастерства педагога.

Советы для начинающих онлайн занятия по музыке (вокалу, сольфеджио и т. д ) 1 Проверьте технические возможности вашего компьютера. Качество работы скайп, скорость интернета. Если звуки и картинка будут прерываться, зависать, то качество урока снизится.

2. У вас должен быть наготове второй гаджет. Если я включаю музыку на том же компьютере, на котором работает скайп, ее не слышно.

3. Помните, мы будем общаться в режиме Я<Ты и Ты>Я, потому что вместе говорить или петь у нас не получится. Между нами трехсекундный временной зазор 

4. Желательно иметь перед собой фортепиано. Для тех, кто не умеет играть и не знает нотной грамоты я подскажу ссылку на электронную версию пианино, где клавиши подписаны латинскими буквами.

5. Настройтесь на достаточно долгую работу, выполнение домашних заданий и систематическое подключение хотя бы раз в неделю.

6. Помните, фраза многих школ музыки "Научим петь и играть за 5 уроков" - всего лишь рекламный трюк 

7. Найдите хорошего проверенного педагога с хорошими отзывами и репутацией дающего результат коуча. 

Самые популярные вопросы, которые задают мне мои ученики:

1. Почему я не могу петь мелодию чисто? Ответ: потому что Вам не удалось развить эту способность в детстве, давайте это сделаем сейчас.

2. Почему мой голос звучит по-детски? Ответ: потому что Вы прижимаете нижнюю челюсть к верхней. Откройте рот - будете звучать по-взрослому.

3. Почему у меня такой слабый голос Ответ: потому что звук не поставлен на дыхание. 4. Почему я боюсь петь на публике? Ответ: потому что не уверены в себе и не имеете  опыта.

5. Почему, когда я пою, непонятен текст? Ответ: потому что надо работать над артикуляцией (сжимом согласных), это Ваша опора

6. Почему мне не хватает дыхания во время пения? Ответ: над дыханием надо работать, брать дыхание в определенных местах песни.

7. Почему у меня болит горло во время пения? Ответ: Ваш звук не поставлен на дыхание и Вы давите на голосовые связки

8. После пения мой голос пропадает, я долго сиплю. Ответ: немедленно обратитесь к фониатру, специалисту по голосовым связкам.

9. Чем отличается эстрадное и академическое пение? Ответ: эстрадное пение открытое, стремится к гласной А, академическое пение прикрытое и стремится к гласной О.

10. Можно научиться петь с нуля? Ответ: МОЖНО и НУЖНО!!!

Что влияет на голос? Опасные и полезные привычки вокалиста.

1. Помним: утром голос спит. Если вам поставлен на утро экзамен или прослушивание: это проблема! Как разбудить утренний голос и прийти в оптимальную голосовую форму? Тема отдельного поста.

2. Лучше не употреблять еду и напитки, которые приводят к  пересыханию, раздражению, переохлаждению связок в числе других органов: кофе, семечки, орехи, очень холодные и горячие напитки. Газированные напитки и еда, которая может вызвать изжога тоже лучше исключить. Связки любят теплую воду, можно с парой капель лимона и нежирное теплое молоко. Теплый сладкий чай и ложку сливочного масла для рассасывания. Как и всем остальным людям, вокалистам полезны белки: мясо без жира, морепродукты, рыба. Петь на голодный или полный желудок ни к чему, не будет сил и опоры. За час до выступления самое ТО.

3. Стресс не только надолго может отключить голос, но и иммунитет. Зарабатывайте уверенность в себе, тогда жизненные ситуации будут меньше поражать вас в самое сердце.

4. Простуженным и больным лучше не петь. Если вы всё-таки умудрились сорвать голос, лучший совет - МОЛЧАТЬ!

5. Курить - здоровью вредить. Об этом даже не рассказываю.

6. Спать нужно столько, чтобы просыпаться отдохнувшим. Тогда будет энергия для пения.

7. Алкоголь для связок вреден. На первых минутах коньяк действительно может помочь расслабиться, но затем пойдет резкий обратный процесс. Вам это надо?

8. Да, забыла упомянуть сырые яйца! Пользы от них для связок немного, а вот поймать приступ панкреатита - это всегда пожалуйста!

9. И еще форсировать голос (кричать) нельзя! Хочется силы, нарабатывайте опорное дыхание и все ваши звуки должны быть воздушными. Я покажу вам это в видео, которые мы для вас готовим.

10. Советы подойдут не только вокалистам, но и все профессионалам, работа которых связана с напряжением голоса.

Матвеевская

Наталья

Станиславовна

кандидат

педагогических наук, учитель высшей категории,

педагог по вокалу, теории и истории музыки, фортепиано

Powered by Profi.ru