Инновационные технологии для развития творческого мышления учащихся (модели, программы, технологии)

Традиционная педагогика, основанная на эксплуатации долговременной памяти, дисциплинарно-авторитарном подходе, устаревающих формах и методах, должна уступить место творческой личностно-ориентированной культуросообразной педагогике. Постиндустриальной эпохе нужны люди иного качества – креативные, рефлексирующие, ответственно работающие на результат, целостно воспринимающие общую картину мира и культурно идентифицирующие свою роль в развитии государства. Прогрессивная экономика требует специалистов, способных к высокому темпу интеллектуального труда, принятию оригинальных решений, творческой неординарности.

Много лет я занимаюсь с детьми, включая в работу различные креативные технологии: гуманитарные и декоративно-прикладные. Мы погружаемся в культуру разных эпох, изготавливаем скрапбуки и арт-объекты, рифмуем... Моя главная задача состоит в том, чтобы развитие ребёнка достигло уровня его самостоятельной продуктивной деятельности, когда бы он сам мог создавать, придумывать, неординарно решать вопросы и строить интересную взрослую жизнь.

 

Модель «Путь к креативности через погружение в культуру»

Модель креативного воспитания.docx
Microsoft Word документ 2.3 MB

Виртуальное погружение (макетирование книг в стиле заданной эпохи при помощи технологии скрапбукинга)

Книжное моделирование культурного отрезка жизни людей прошлого, реконструкцию как книжный макет в стиле изучаемой эпохи (использование технологии скрапбукинга) мы назвали виртуальным погружением.

Организация виртуального погружения с подростками 11-14 лет проводилась в разновозрастных группах, составленных с учётом личной мотивации учеников школы. Деятельность коллективно-творческих групп была заранее спланирована, включена в общий план внеурочной и экспериментальной работы школы и проводилась по следующим этапам:

– выбор актуальной темы для исследования в педагогическом коллективе (в рамках дополнительного образования, экспериментальной работы, внеурочной и проектной  деятельности);

– образование временных коллективно-творческих разновозрастных групп для продвижения исследования по отработанным ранее направлениям (в рамках дополнительного образования, проектной и внеурочной деятельности);

– отработка плана продвижения каждого направления методом мозгового штурма и назначение ответственных учеников в группе за творческие задания по направлению (в рамках проектной деятельности);

– отработка культурологических маршрутов от данной исторической эпохи до современности (в рамках проектной деятельности);

– отработка формы результата, содержание и дизайн макет-продукта, который будет представлен как результат деятельности группы по заданному направлению (в рамках проектной деятельности);

– продвижение исследований, отслеживание промежуточных результатов (в рамках проектной деятельности, психолого-педагогической диагностики);

– итоговый контроль: предъявление рукотворного книжного макет-продукта (использование технологии скрапбукинга), в содержании котором каждая коллективно-творческая группа должна представить результат своей  исследовательской деятельности (в рамках проектной деятельности);

– моделирование электронного продукта (презентации) по заданной теме (в рамках проектной деятельности).

Скрапбук "Бал в руской усадьбе"

Скрапбук "Сравнительный анализ русского и французского барокко"

Скрапбук "Наследие античности в современной российской жизни"

Скрапбук "Удивительные встречи на улицах Москвы: погружение в готику"

Скрапбук "Счастье, опалённое войной: встречи на боевых дорогах"

Методы креативного стихосложения

Буриме (в переводе с французского - рифмованные окончания)

Рифмовки к проекту Готика.doc
Microsoft Word документ 25.0 KB
гимн творчеству текст.docx
Microsoft Word документ 17.4 KB
РЭП вставка в песню Раненая птица.docx
Microsoft Word документ 14.8 KB

Театрально-историческое погружение

Костюмированную антуражную реконструкцию, поставленную с учётом культурной ситуации того или иного времени, проживание отрезка жизни людей прошлого по их правилам мы назвали театрально-историческим погружением.

Организация театрально-исторического погружения с подростками 11-14 лет (5-8 класс) проводилась в разновозрастных группах, составленных с учётом личной мотивации учеников школы.

Деятельность коллективно-творческих групп была заранее спланирована, включена в общий план учебно-воспитательной работы школы и проводилась по следующим этапам:

– назначение ответственных педагогов по профилю их педагогической линии или личной заинтересованности, выбор куратора культурно-исторического погружения на год (в рамках внеурочной, экспериментальной и проектной деятельности, дополнительного образования);

– выход ответственных педагогов школы с предложениями разработки заданного им направления к ученическому и родительскому коллективам школы (в рамках дополнительного образования и проектной деятельности);

– образование временных коллективно-творческих разновозрастных групп для продвижения исследования по отработанным ранее направлениям;

– отработка плана продвижения каждого направления методом мозгового штурма и назначение ответственных учеников в группе за творческие задания по направлению (в рамках проектной деятельности);

– отработка культурологических маршрутов от данной исторической эпохи до современности (в рамках проектной деятельности);

– отработка формы результата, содержание и дизайн макет-продукта, который будет представлен на итоговом мероприятии, как результат деятельности группы по заданному направлению (в рамках проектной деятельности);

– продвижение исследований, отслеживание промежуточных результатов (в рамках проектной деятельности, психолого-педагогической диагностики);

– итоговый контроль: проведение бала-реконструкции жизни российского или европейского общества в заданной исторической эпохе, как итогового мероприятия, на котором каждая коллективно-творческая группа должна представить результат своей подготовительной деятельности (в рамках внеурочной деятельности);

– оформление рукотворного макет-продукта при помощи технологии макетирования (в рамках проектной деятельности);

– моделирование электронного продукта (презентации) по заданной теме (в рамках проектной деятельности).

Погружение "Бал в русской усадьбе". 2010 год

Погружение в готическую культуру. 2012 год

Создание арт-объектов

Определение направлений исследования и распределение заданий каждому участнику по сбору информации: поиск изображений офисных и школьных интерьеров, примеров озеленения пространства, цветовых фонов. Нас заинтересовали такие направления исследования:

– интерьер в истории, стили оформления школьных кабинетов

– вертикальное озеленение;

– декупаж цветочных горшков;

– декорирование открытых витрин школьного  шкафа;

– выбор содержательного материала для декорирования класса;

– декорирование подставки под цветы в музыкальный арт-объект

– декорирование стенной ниши (ложное окно);

– создание скрапстендов с музыкальной тематикой.

Использованы технологии скрапбукинг (дословно книга из вырезок, декупаж (техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка), имитация объектов (ложное окно), вертикальное озеленение.

Проектная деятельность

Удивительные встречи на улицах Москвы: готика

Центр творчества на Воробьёвых горах, 2012 год

Проектная работа Удивительные встречи на
Microsoft Word документ 345.0 KB
Готика.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 8.1 MB

Дизайн-проект кабинета музыкальной культуры

Ярмарка идей в МФЮА, 2013 год.

Проектная работа Дизайн кабинета.docx
Microsoft Word документ 23.1 KB
Проект кабинета музыки.pptx
Презентация Microsoft Power Point 6.4 MB

Гимны

СВАО, Конкурс "Самородок земли российской", 2013 год

Проектная работа Гимны.docx
Microsoft Word документ 419.9 KB
Презентация Гимны.pptx
Презентация Microsoft Power Point 8.9 MB

Счастье, опалённое войной

Ярмарка идей в МФЮА, 2014 год

Презентация Счастье опалённое войной.ppt
Презентация Microsoft Power Point 3.2 MB
Текст работы Счастье опалённое войной.do
Microsoft Word документ 3.2 MB

«В  поисках тайны старого подземелья» Или как начать проект на экскурсии? 2015-2016 учебный год

ТАЙНА СТАРОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ (1).pptx
Презентация Microsoft Power Point 4.6 MB
текст книги Poiski_Liberii_chernovik.pdf
Adobe Acrobat документ 1.4 MB
962 Как создать проект на экскурсии или
Microsoft Word документ 26.7 KB

Отчётность по инновационной деятельности

Отчёт по инновационной работе 2013
отчет по ИД 2013.doc
Microsoft Word документ 83.5 KB
Отчёт по инновационной работе 2014
Отчёт по ИД Матвеевская 2014.doc
Microsoft Word документ 108.0 KB
Презентация для отчёта по инновационной работе
Отчёт по ИД Матвеевская 2014.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 4.1 MB

www.copyright.ru

Матвеевская

Наталья

Станиславовна